Упражнение «Синдром  щуки»

Упражнение «Синдром щуки»

Как преодолеть психологические барьеры при восприятии изменений на тренинге? Упражнение «Синдром  щуки»

Хочу поделиться упражнением, которое называется «Синдром  щуки».Цель упражнения, показать что важно распознавать и реально оценивать факторы, ограничивающие ваш успех. Упражнение проходит живо и интересно, и дает глубокий материал для работы с установками участников тренинга.

Процедура:

Тренер рассказывает историю:

«Щуку поместили в одной половине большого аквариума, в другой половине которого за стеклянной перегородкой свободно плавали многочисленные мелкие рыбешки. Когда щука становилась голодной, она делала безуспешные попытки достать рыбешек. Однако с каждой новой попыткой она лишь врезалась мордой в стеклянную перегородку.

Постепенно щука поняла, что достать рыбешек – невыполнимая задача и смирилась со своей участью. Когда перегородку аккуратно убирали, щука, к удивлению, не атаковала рыбешек, даже если они отважно плавали вокруг нее. Это иллюстрирует синдром щуки, который характеризуется…»

Сначала спросите участников, какие выводы можно сделать из этой истории, затем дополните список:

  • игнорированием изменений в ситуации;
  • предположением полной осведомленности;
  • склонностью к чрезмерному обобщению;
  • слепым следованием прошлому опыту;
  • неспособностью действовать в стрессовом состоянии;
  • отказом от рассмотрения альтернатив;
  • чувством жертвы окружающей среды;
  • неспособностью проанализировать принуждения

Затем раздайте заготовленные таблицы для работы, время на заполнение 10 минут.

Раздаточный материал.

Напишите дело, которое вы бы хотели сделать, но до сих пор не сделали.

Перечислите все факторы, которые сейчас  мешают  выполнению поставленной задачи. Распределите причины по таблице.

Дело_________________________________________________________

Причины:

  1.  ________________________________________________________
  2.  ________________________________________________________
  3.  ________________________________________________________
  4.  ________________________________________________________
  5.  ________________________________________________________
  6.  ________________________________________________________
  7.  ________________________________________________________
  8.  ________________________________________________________
  9. _________________________________________________________
  10. _________________________________________________________
Жесткие А В
Гибкие С D
Иллюзорные Реальные

Комментарии тренера: Порой нам кажется, что принуждения, которые нам кажется, держат нас «взаперти», могут быть иногда созданы нашим собственным восприятием, нашими установками. Как мы воспринимаем ситуацию.

Иллюзорные и гибкие принуждения в конце концов могут быть исследованы, если не могут быть преодолены. Только принуждения типа B (реальные и жесткие) представляют непреодолимые препятствия.

Когда группа закончит работать с таблицей, расскажите, что во время проведения такой работы в General Electric, обнаружилось, что свыше 95% принуждения, выявленные участниками, были классифицированы как иллюзорные или гибкие. Иначе говоря, для каждого полезно проанализировать, что он правильно воспринимает обстановку и его убеждения не закрывают возможности, которые дает ситуация.

Вопросы для обсуждения после упражнения

  1. Приведите примеры, когда люди проявляют синдром щуки?
  2. Как мы можем помочь другим (или себе) преодолеть эти психологические барьеры? можно сделать отдельный Мозговой штурм по этому пункту)
  3. Какие типы поведения вы хотели бы приобрести, а от каких отказаться?
  4. Приведите примеры принуждения, которые вы ощущаете в жизни, работе?
  5. Как научиться постигать природу наших принуждения?

Рекомендации: приведите пример из вашей жизни, наглядно демонстрирующий природу принуждения. (По материалам книги «Деловые игры и современный бизнес» Дж. Ньюстрм, Э. Сканнелл) 

Узнай больше практичных упражнений для тренинга! Научись создавать свой авторский бизнес — тренинг!

COMMENTS (2)

  • comment-avatar

    This incodrutes a pleasingly rational point of view.

  • comment-avatar

    Что ж, хороший материал и упражнение, мы часто ведем себя как эта щука. Барьеры и препятствия обычно иллюзорны, но, что важно — эти иллюзии появились не просто так, мы их переняли от каких-то значимых для нас личностей, например родственников или авторитетов — вот такой-то специалист сказал, что «надо пить 5 литров воды в день, значит так и надо». Спасибо автору , у Вас очень интересный блог и полезные материалы!

  • Don`t copy text!